Министерством экономики Автономной Республики Крым ежеквартально проводится комплексная оценка (рейтинг) социально-экономического развития городов и районов АРК. Достоинством данной оценки является оперативность (результаты сообщаются через 2-3 месяца после окончания отчетного квартала), она содержит экономические, финансовые и социальные показатели.
Однако хотелось бы, чтобы данная комплексная оценка была бы более совершенной, лучше бы отражала результаты работы органов исполнительной власти и местного самоуправления, была бы более эффективным управленческим инструментом.
Министерство экономики АР Крым принимает предложения к изменению данной рейтинговой оценки, поэтому имеет смысл именно сейчас тщательно проанализировать методику, в соответствии с которой оценка производится.
Города | Место |
Судак | 1 |
Симферополь | 2 |
Армянск | 3 |
Алушта | 4 |
Красноперекопск | 5 |
Феодосия | 6 |
Керчь | 7 |
Ялта | 8 |
Евпатория | 9 |
Джанкой | 10 |
Саки | 11 |
Районы | Место |
Сакский | 1 |
Симферопольский | 2 |
Красноперекопский | 3 |
Бахчисарайский | 4 |
Красногвардейский | 5 |
Черноморский | 6 |
Белогорский | 7 |
Джанкойский | 8 |
Кировский | 9 |
Советский | 10 |
Ленинский | 11 |
Раздольненский | 12 |
Первомайский | 13 |
Нижнегорский | 14 |
К сожалению, приходится отмечать, что многие из показателей неоправданно завышают либо наоборот, занижают рейтинговые места некоторых городов/районов, а также отсутствуют некоторые важнейшие индикаторы социально-экономического развития. И дело даже не в занимаемом месте, а в том, что хочется иметь в своем распоряжении инструмент, с помощью которого можно было бы оценить результаты реального развития городов и районов, а также результаты реальных тенденций роста.
Методика несовершенна и, на первый взгляд, это происходит из-за следующего:
- некорректное сравнение территорий из-за несопоставимости данных;
- официальные статистические данные не всегда адекватно отображают фактическое состояние дел;
- включение в рейтинг лишних показателей, отсутствия других гораздо более значимых, что приводит к различным перекосам в анализе.
Сопоставимость экономических показателей по разным административно-территориальным единицам. Неурегулированность в административно-территориальном делении Украины привела к тому, что в Ялте, Алуште, Судаке и некоторых других крымских городах статистический учет ведется в целом по городу и населенным пунктам, подчиненным городскому совету. Т. е. фактически они являются «условными районами». Сравнивать экономическое и социальное развитие «условных районов» и таких городов, как Джанкой, Красноперекопск, Саки (где статистический учет ведется только по городу) некорректно, т. к. в статистические показатели этих городов не входят данные по населенным пунктам соответственно Джанкойского, Красноперекопского, Сакского районов.
Одним из решений такой ситуации может являться добавление показателей административных районов к данным райцентров (Красноперекопск и Красноперекопский район, Саки и Сакский район, Джанкой и Джанкойский район) и далее сравнивать как районы АР Крым. Данный метод был опробован НАЦ «Институт Реформ» при расчете социального и экономического развития территорий и городов Украины. Без такого добавления происходит как искусственное завышение индикаторов развития отдельных городов, так и искусственное занижение развития районов.
Формула расчета рейтинга города (района) является довольно распространенной: определяется перечень показателей, используемых для расчета, все показатели развития территорий стандартизируются на основе вариационного размаха, и далее определяется средняя арифметическая сумма рейтингов по каждому показателю.
Применение этого метода дает довольно хорошие результаты при условии объективного подбора и полноты перечня показателей, точности статистической информации и обеспечения сопоставимости индикаторов социально-экономического развития разных регионов АР Крым.
В целом сейчас комплексная оценка социально-экономического развития АРК охватывает и статические показатели, и динамические. На наш взгляд, имеет оценивать их отдельно. Т. е. проводить комплексную оценку текущего социально-экономического развития городов и районов АРК и отдельно — динамический рейтинг социально-экономического развития. Это позволит более четко ответить на вопрос, какой уровень экономического и социального развития уже достигнут районом либо городом (текущее состояние) и насколько динамично он развивается (динамический рейтинг). В мировой практике такое разделение используется, это очень удобно для принятия управленческих решений.
При расчете рейтингов городов и районов уже используется деление показателей на группы для более определения вклада каждого региона в определенную сферу экономической и социальной жизни Автономной Республики Крым:
- Сфера инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
- Сфера государственных финансов и финансовых результатов деятельности предприятий, платежная дисциплина.
- Сфера социального сектора.
- Сфера потребительского рынка.
- Сфера развития малого бизнеса (показатели не включаются в оценку и носят информационный характер).
- Сфера экологии (показатели не включаются в оценку и носят информационный характер).
- Реформирование санаторно-курортного и туристического сектора.
- Формирование агросектора ХХІ века.
- Модернизация отраслевой структуры промышленности.
- Развитие транспортного потенциала.
- Создание среды, благоприятной для жизни.
- Вклад отраслей экономики региона в социально-экономическое развитие Автономной Республики Крым, создание добавленной стоимости во всех отраслях экономики.
- Инновационное развитие
- Налоговая нагрузка на регион, показатели бюджетной отдачи.
- Показатели благосостояния населения.
- Показатели развития социальной сферы, образования, культуры.
- Привлекательность региона для жизнедеятельности (качество и комфортность условий проживания в регионе, развитие жилищно-коммунальной сферы, экологическая ситуация).
Если же рассчитывается один, сводный индекс, то нужно определить и написать удельный веса каждой группы (они могут быть неодинаковы) в комплексной оценке.
На этом пока закончу. Отдельный большой вопрос — это включение в оценку каждого из показателей, использующихся для расчета индекса, определение именно тех показателей, которые наиболее точно отражают экономическое и социальное развитие районов и городов. И даже при поверхностном ознакомлении с перечнем показателей видно, что есть неточные. Но об этом — отдельно и через несколько дней, так как вопрос большой и нужно уточнять методики исчисления, источники информации.
В любом случае, приглашаю к дискуссии, высказыванию своих предложений и замечаний.
0 коммент.:
Отправить комментарий