Ads 468x60px

21 июля 2011 г.

Предложения к рейтинговой оценке городов и районов Автономной Республики Крым

На данном этапе закончилась подготовительная работа по разработке нового рейтинга городов и районов АР Крым, который будет проводить Министерство экономического развития и торговли. Название ему будет “О проведении оценки результатов деятельности исполнительных комитетов городских советов и районных государственных администраций Автономной Республики Крым”, хотя по факту местные власти могут влиять только на незначительное количество показателей, которыми предложено оценивать их деятельность. С проектом постановления можно ознакомиться по следующим ссылкам:

У нас, в отличие от немного более развитых стран, сложно повлиять результатами рейтинга на восприятие и имидж города либо местности, как пишет коллега-блоггер в статье “Чи можна зруйнувати місто рейтингом?”. Но это, к сожалению, происходит от того, что качество составления отечественных рейтингов в большинстве своём оставляет желать лучшего.

Ялтинский горсовет со своей стороны сделал всё зависящее, неоднократно направлял предложения (2 июня, 5 июля, 7 июля и 12 июля 2011 года), с целью повлиять на то, чтобы нынешний рейтинг стал лучше. Конечно, многие положения могут показаться субъективными и спорными, но ведь мы в данном случае выступаем не как разработчики. Задача разработчиков — взять всё ценное и использовать. Надеемся, что так и будет.

В таблице, приведенной ниже, привожу свои комментарии только по тем показателям, к которым есть какие-то замечания либо предложения. Те показатели, по которым предложений либо замечаний нет (это вовсе не означает, что я со всеми ими согласна — могло быть такое, что мне не хватило времени либо информации, чтобы их проанализировать), либо они не так важны для ялтинского региона. К примеру, здесь отсутствует раздел, посвященный сельскому хозяйству. Полностью таблицу в виде, удобном для печати, можно загрузить по данной ссылке (в конце также указаны контактные данные).

А ещё у меня маленькая просьба ко всем читателям. Поставьте плюсик в комментариях (либо как-нибудь по-другому промаякуйте), если прочитали данную таблицу до конца. Просто интересно. Очень-очень интересно, сколько человек сможет это осилить. А если кто-то попытался и остановился на полдороги — напишите, что отстановило (можно не стесняясь в выражениях :-)).

Показатель, предложенный в проекте постановления СМ АРК

Обоснование наличия (исключения) показателя, динамика/статика

Предложение по изменению показателя, включению других показателей.

Модернизация санаторно-курортного и туристического сектора экономики    
1. Темп роста (снижения) количества отдыхающих, % Динамический показатель в данном случае не показывает реального социально-экономического развития города/района - Удельный вес количества отдыхающих, в общем объеме отдыхающих по АРК, %
2. Темп роста (снижения) объема реализованных услуг в курортно-туристической сфере, % Динамический показатель в данном случае не показывает реального социально-экономического развития города/района - Удельный вес объема реализованных услуг в курортно-туристической сфере, в общем объеме отдыхающих по АРК, %
4. Темп роста (снижения) предоставленных услуг на 1 отдыхающего, % Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.  
5. Удельный вес номерного фонда круглогодичного функционирования в общем объеме номерного фонда, %
----
6. Темп роста (снижения) номерного фонда круглогодичного функционирования, %
Номерной фонд круглогодичного функционирования – это следствие, а не результат. Если мы хотим сравнить сезонность работы по разным городам и районам (что действительно очень важный показатель), то нужно оценить количество туристов, которые отдохнули в период межсезонья. А предприниматели, сдающие жилье и предоставляющие гостиничные услуги, будут ориентироваться на спрос и улучшать номерной фонд. - Удельный вес отдыхающих за период октября – мая в общем объеме отдыхающих за год, % (годовой показатель).
8. Темп роста (снижения) номерного фонда в базах размещения категорийности 3* и выше, % Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.  
9. Объем инвестирования в курортно-туристическую сферу, млн. грн.
----
10. Темп роста (снижения) инвестиций в курортно-туристическую сферу, %
Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы. - Объем инвестирования в курортно-туристическую сферу, млн. грн., в расчете на 1 тыс. жителей
11. Удельный вес обустроенных пляжей в общем объеме карт пляжей, % Население и руководителей органов власти больше интересует не количество обустроенных пляжей, а количество бесплатных пляжей (естественно, разрешенных СЭС) - Удельный вес бесплатных пляжей, %
12. Объем финансирования мероприятий по развитию санаторно-курортного и туристического комплекса, млн. грн.

«Мероприятия по развитию санаторно-курортного и туристического комплекса» - слишком расплывчатый показатель. Есть соблазн включить в перечень таких мероприятий множество других. К примеру, реконструкцию дорог в центре города можно включить в мероприятия по развитию городской среды, а можно – и в мероприятия по развитию санаторно-курортного и туристического комплекса, просто дав немножко другое название.

Не имеет смысл включать показатель, который с самого начала будет неправдивым.

 
13. Темп роста (снижения) объема финансирования мероприятий по развитию санаторно-курортного и туристического комплекса за счет средств местных бюджетов, % Показатель динамический и не отражает реального размера затрат местных бюджетов.  
14. Количество предприятий санаторно-курортного комплекса, внедряющих инновационные технологии, единиц
----
15. Темп роста (снижения) количества предприятий санаторно-курортного комплекса, внедряющих инновационные технологии, %
Практически не будет ни одного региона с достоверной статистикой по количеству предприятий, внедряющих инновации. Потому что предприятия избегают отчитываться, т.к. считают, что это увеличивает и без того немалую нагрузку по составлению отчетов в различные органы.

Считаем, что для большей достоверности необходимо оценивать не процесс, а результат, указывать внедренные приоритетные технологии:

- Количество установленных солнечных коллекторов (в пересчете на 1 м2) на предприятиях санаторно-курортного комплекса;

- Процент использования нетрадиционной энергетики в общем объеме энергии на предприятиях санаторно-курортного комплекса;

- Количество внедренных инновационных медицинских технологий;

- Количество внедренных инноваций в городской среде.

16. Количество легализованных мини-гостиниц и пансионатов, единиц
----
17. Темп роста (снижения) количества легализованных мини-гостиниц и пансионатов, %
Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы. К тому же не указано, показатель отражает количество зарегистрированных мини-гостиниц на определенную дату, либо количество зарегистрированных за отчетный период. Количество легализованных мини-гостиниц и пансионатов за отчетный период, единиц
18. Объем инвестиций в объекты культуры и культурного наследия, млн. грн.
----
19. Темп роста (снижения) инвестиций в объекты культуры и культурного наследия, %
Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Достаточно статического (№18), т.к. динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.  
20. Темп роста (снижения) количества посетителей объектов природно-заповедного фонда, % Показатель динамический и не отражает реального использования природных лесных ресурсов Количество посетителей объектов природно-заповедного в расчете на 1 тыс. населения административно-территориальной единицы
21. Темп роста (снижения) количества туристических маршрутов, % Показатель динамический и не отражает реального развития туристической инфраструктуры
Невозможно подсчитать реальное количество туристических маршрутов. Любая туристическая фирма, автор краеведческой литературы вправе предложить свой маршрут, поэтому их количество прямо пропорционально количеству авторов, которые их разрабатывают. И даже если разные туристические фирмы разработали и утвердили разные туристические маршруты, то это не означает, что по факту маршруты разнятся либо существенно отличаются.

Имеет смысл подсчитывать не результаты творчества отдельных субъектов по умению конструировать маршруты, а условия региона по разработке таких маршрутов, например:

- количество (в километрах) официально утвержденных переходов туристских трасс по природно-заповедному фонду в расчете на 1 тыс. жителей;

- количество (в километрах) оборудованных туристических велосипедных маршрутов в расчете на 1 тыс. жителей;

- количество ежедневно работающих объектов показа с пропускной способностью не менее 500 чел. в день со свободным (в т.ч. платным) доступом

Модернизация отраслевой структуры промышленности    
34. Уровень оплаты за потребленную электроэнергию нарастающим итогом с начала года, %
----
35. Уровень оплаты за потребленный природный газ нарастающим итогом с начала года, %
Не указано, данный показатель касается оплаты услуг промышленными предприятиями, или населением. Если населением, то он больше отражает показатели развития не промышленности, а социальной сферы.  
36. Доля инновационно активных предприятий в общем количестве промышленных предприятий, %
----
37. Доля реализованной инновационной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции, %
----
38. Темп роста (снижения) объема реализации инновационной продукции, %
----
39. Объем реализации инновационной продукции в расчете на 1 работающего в отрасли, грн.
Практически не будет ни одного региона с достоверной статистикой по количеству предприятий, внедряющих инновации. Потому что предприятия избегают отчитываться, т.к. считают, что это увеличивает и без того немалую нагрузку по составлению отчетов в различные органы. Считаем, что для большей достоверности необходимо оценивать не процесс, а результат, указывать внедренные приоритетные технологии.
40. Объем экспорта промышленной продукции в расчете на 1 работающего в отрасли, долл. США
----
41. Темп роста (снижения) объема экспорта промышленной продукции, %
Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.  
43. Выработка электроэнергии, млн. кВт ч
----
44. Темп роста (снижения) выработки электроэнергии, %
Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.  
45. Выработка электроэнергии с использованием нетрадиционных источников энергии, млн. кВт ч
----
46. Темп роста (снижения) выработки электроэнергии с использованием нетрадиционных источников энергии, %
Нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.  
47. Объем средств, направленных из местных бюджетов на мероприятия по энергосбережению, млн. грн.
----
48. Темп роста (снижения) объема средств, направленных из местных бюджетов на мероприятия по энергосбережению, %

Объем средств, направленных на энергосбережение не всегда отражает результат. Нужно оценивать результат и эффект (либо эффективность). К тому же мероприятия по энергосбережению в разных городах и районах могут существенно различаться по содержанию.

К тому же, нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.

 
Развитие транспортного потенциала    
49. Темп роста (снижения) грузооборота автомобильного транспорта к аналогичному периоду прошлого года, %
----
50. Темп роста (снижения) пассажирооборота автомобильного транспорта к аналогичному периоду прошлого года, %
----
51. Расходы местных бюджетов на строительство, ремонт и обслуживание автодорог, грн./км
----
52. Объем инвестиций в транспортный комплекс, млн. грн.
----
53. Темп роста (снижения) инвестиций в транспортный комплекс, %
Показатели динамические и не отражает реального развития транспортного потенциала.
Не уточнено, включаются ли затраты за счет бюджета АРК.

Не уточнено, что подразумевается под транспортным комплексом.

К тому же, нет надобности в одной рейтинговой оценке включать и статический, и динамический показатель. Динамика будет оцениваться в дальнейшем, при сравнении результатов деятельности городов и районов за разные кварталы.

Развитие транспорта — это, прежде всего:

- километры качественных дорог;

- наличие качественных дорог не только в центре района (городского совета), но и в отдаленных населенных пунктах;

- удобный и комфортный общественный транспорт.

Причем, при оценивании развития транспорта, важно учесть все его виды: воздушный, железнодорожный, автомобильный, общественный, велосипедный, а также условия для пешеходов — именно так делается в транспортных программах большинства стран Европейского союза.

Создание среды, благоприятной для жизни    
58. Темп роста (снижения) оборота розничной торговли, % к соответствующему периоду предыдущего года
----
59. Абсолютный прирост объема оборота розничной торговли в расчете на душу населения к соответствующему периоду предыдущего года, грн.
----
60. Абсолютный прирост объема реализованных услуг в расчете на душу населения к соответствующему периоду предыдущего года, грн.
Показатели динамические и не отражают реального уровня развития

Предлагается внести показатели:

- оборот розничной торговли на душу населения;

- объем реализованных услуг в расчете на душу населения.

Кроме экономической составляющей, данные показатели будут идентифицировать уровень торговли и предоставления услуг, которые не находятся в тени.

Возникает один вопрос сопоставимости – в разных регионах существует разный уровень цен на одни и те же товары и услуги. Чтобы нивелировать это, можно использовать один из индексов цен, к примеру, рассчитанный на основе средней заработной платы по городам и районам.

62. Уровень зарегистрированной безработицы населения, % Если мы хотим измерить занятость, то нет нужды вместо показателя «занятость трудоспособного населения» указывать что-то другое. То, что регистрируется центрами занятости, абсолютно не отражает реальной безработицы.

Необходимо включить:

- уровень занятости трудоспособного населения, %.

- уровень безработицы, рассчитанный согласно методологии МОТ (Международной организации труда), %;

- отношение уровня безработицы, зарегистрированной центрами занятости, к уровню безработицы, рассчитанного согласно методологии МОТ (показатель – стимулятор).

63. Индекс номинальной заработной платы, % к соответствующему периоду предыдущего года
----
66. Прирост (уменьшение) задолженности по выплате заработной платы к началу года, тыс. грн.
----
67. Темп роста (снижения) задолженности по выплате заработной платы, % к началу года
----
68. Темп роста (снижения) объема ввода в эксплуатацию жилья, % к соответствующему периоду предыдущего года
Показатели динамические и не отражают реального уровня развития  
70. Удельный вес протяженности тепловых и паровых сетей, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, % к общей протяженности таких сетей
----
71. Удельный вес протяженности водопроводных сетей, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, % к общей протяженности таких сетей
----
72. Удельный вес протяженности канализационных сетей, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, % к общей протяженности таких сетей
----
73. Удельный вес населения, проживающего в ветхих и аварийных жилых домах в общей численности населения, %

Очень хорошо, что мы стараемся измерить количество ветхости и аварийности. Но, может, если мы стремимся к лучшим социальным стандартам, то нужно также идентифицировать и количество семей (либо жителей), которые живут в условиях, отвечающих современным стандартам, пользуются качественными коммунальными услугами? Ориентироваться на позитив? Тогда, имея в распоряжении эти данные, можно будет делать сравнения с показателями развития стран Евросоюза, которые доступны на сайте Евростата.

Также, в разделе «Формирование агросектора ХХІ века» есть очень хорошие показатели (№ 27, 28, 29), которые относятся не только к агросектору. Они актуальны и для большинства городских советов. Применительно к разделу «Создание среды, благоприятной для жизни» они будут звучать так:

- удельный вес семей (либо населения), обеспеченных централизованным водоснабжением, %;

- удельный вес обеспеченных канализацией,%;

- удельный вес газификации, %.

Это касается не только сельской местности, во многих поселках городского типа, в том числе и на ЮБК, существуют эти проблемы. К ним нужно привлечь внимание, потому что это базовые условия комфортности проживания.

77. Темп роста (снижения) задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, % к началу отчетного года Необходимо разделять текущую задолженность (либо уровень её оплаты) и старую задолженность. Имеет значение удельный вес задолженности в общем объеме оплаты услуг, а не темп.  
80. Средний размер назначенной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, грн.
----
81. Удельный вес семей, получающих субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, % к общему количеству семей, обратившихся за субсидиями
Неясно, показатели являются стимулятором или дестимулятором.  
83. Охват детей старшего дошкольного возраста дошкольным образованием, % Есть ли необходимость в этом показателе, при наличии показателя №82, который звучит как “Охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием, %”?  
84. Численность детей в дошкольных учебных заведениях в расчете на 100 мест, лиц Этот показатель идентифицирует, насколько заполнены (переполнены) детские садики? Либо что-то другое? И неясно, показатель является стимулятором или дестимулятором.  
87. Количество сельских населенных пунктов с численностью населения до 1000 жителей, в которых расположены фельдшерско-акушерские пункты, % к общему количеству таких сельских населенных пунктов

Важно не количество ФАПов в конкретном населенном пункте, а их удаленность от фактического места проживания человека. Потому что могут быть ситуации, когда 2 села или поселка находятся очень близко, причем в одном из них проживает порядка 50 человек – не имеет смысла делать 2 ФАПа.

К тому же, население до 1000 человек может быть не только в сельских населенных пунктах, но и в поселках.

 
89. Уровень заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. населения
----
90. Количество ВИЧ – инфицированных чел. на 100 тыс. населения
----
91. Уровень заболеваемости СПИДом на 100 тыс. населения
----
92. Уровень заболеваемости онкологическими заболеваниями на 100 тыс. населения

Это очень информативные показатели, однако они будут ухудшаться, если район либо город будет проводить больше работы и более качественно по обследованию населения. Показатель должен быть такой, чтобы район либо город был заинтересован проводить больше работы по обследованию населения, внедрять современные технологии обследования.

Потому что больше выявленных заболевших сегодня — это меньше количество заболевших завтра.

Лучше отражают работу райгосадминистраций и городских советов такие показатели:

- отношение количества заболевших к количеству обследованных (по разным заболеваниям);

- % обследованных. — нужно поощрять проводить обследования больше и более качественно

100. Темп роста (снижения) выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками в расчете на единицу населения, % к предыдущему году Учитываются ли в этом показателе автомобили туристов?  
102. Темп роста (снижения) объемов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, % к предыдущему году Может, учитывать не темп, а объемы?  
104. Темп роста (снижения) задолженности по страховым взносам экономически активных плательщиков в Пенсионный фонд Украины, % к началу года
----
105. Темп роста (снижения) задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, % к началу года
Так как оба показателя касаются взносов в социальные фонды, то имеет смысл их объединить  
106. Прирост (уменьшение) количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, фондов поддержки предпринимательства) с начала года, единиц
----
107.Темп роста (снижения) количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, фондов поддержки предпринимательства), % к началу года
----
108. Объем фактически профинансированных из местных бюджетов средств на частичное возмещение процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, в запланированных на указанную цель средствах, %
----
109. Количество созданных новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, получивших финансовую помощь из местных бюджетов на частичное возмещение процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, % к общему количеству созданных новых рабочих мест на таких предприятиях
К сожалению, в нынешних реалиях количество объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства не всегда влияет на реальное развитие предпринимательства, в этой сфере, помимо государственных структур, есть немалое количество «грантоедов».

Показатели должны оценивать результат всей работы и государственных, и негосударственных структур, их эффективность. Об этом могут сказать:

- количество малых предприятий;

- количество малых предпринимателей;

- объем товаров и услуг, производимых и предоставляемых малым бизнесом;

- процент занятых в малом предпринимательстве (в т.ч. и как наемные рабочие).

Спасибо за то, что прочитали всё до конца, Вы — молодцы! :-)

2 коммент.:

Olga Mrinska комментирует...

Я прочитала до конца (показатели скорее просканировала). Думаю этот инструмент корректнее было бы назвать мониторингом развития городов и районов, а не рейтингом. На самом деле это просто массивная база данных, которая предполагает оценку работы местных органов власти по конкретным индикаторам (хотя многие процессы и не находятся под их контролем). Меня заинтересовал анализ инновационных показателей. Статистика действительно является проблемой, но я не думаю что её решением должно стать ограничение оценки по результатам - процесс не менее важен! Во всяком случае все развитые экономики его очень тщательно анализируют. Скорее всего вопрос в том, как стимулировать предпринимателей отчитываться "по форме". Это уже психология и налаживание партнерских отношений между бинесом и властью - другая опера.

Викарчук СВ комментирует...

я тоже солидарен - как можно сравнивать города и районы крыма - когда мошности в количественном показателе иные 

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...