Ads 468x60px

12 марта 2011 г.

Рейтинговая оценка городов и районов АР Крым

Несколько лет назад, когда рейтинговые оценки регионов только внедрялись, писала небольшой обзор, посвященный методике такой оценки, которая проводилась Советом министров Автономной Республики Крым. С того времени много изменилось: увеличилось количество показателей, показатели сгруппированы по отдельным направлениям. Кстати, как раз появились результаты оценки городов и районов АР Крым за 2010 год, которые предстоит проанализировать. Хотя мне, если честно, больше интересны не сами результаты, а методика, которая позволила получить некое ранжирование.
Ведь эти абстрактные «места» используются в разных политических манипуляциях, а также могут быть своего рода оценкой деятельности местных органов власти. Хотя на деле совершенно этого не отражают. Но я отвлеклась, сейчас — просто копия мини-обзора, который делала в 2004 году.
Данные материалы были опубликованы в журнале «Бизнес Информ» - 2004.- №5-6.- С.51-55.

Upd. от 02.06.11: Появился новый анализ проводимой комплексной оценки

--------------------------------------------
Оценка, проводимая Советом министров Автономной Республики Крым, является комплексной, кроме того, ее достоинством является оперативность (результаты сообщаются через 2-3 месяца после окончания отчетного квартала), она содержит экономические, финансовые, производственные и социальные показатели. К сожалению, приходится отмечать, что многие из показателей неоправданно завышают рейтинговые места некоторых городов/районов, а также отсутствуют некоторые важнейшие индикаторы социально-экономического развития.
Главными проблемами используемой рейтинговой оценки являются:
  • официальные статистические данные не всегда адекватно отображают фактическое состояние дел, так как статистическими органами не охватывается весь круг субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в регионе, что снижает значения некоторых показателей более чем на 50%;
  • объективность анализа страдает из-за включения в рейтинг лишних показателей, отсутствия других гораздо более значимых, что приводит к различным перекосам в анализе.
Наибольшая трудность заключается в корректном сравнении районов и городов АР Крым, отличающихся по специализации. В АР Крым таких специализаций три: курортные районы, сельскохозяйственные районы и промышленные районы.

В соответствии с постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 12 мая 2004 года № 214 «Об утверждении Методики определения комплексной оценки результатов социально-экономического развития городов и районов Автономной Республики Крым» комплексная оценка осуществляется с целью анализа изменений, происходящих в социально-экономическом развитии городов и районов, и влияния администраций и органов местного самоуправления на улучшение ситуации в регионе. Используется следующий набор показателей:
  • темп роста (снижения) производства промышленной продукции (работ, услуг);
  • объем реализованной промышленной продукции на 1 работающего в промышленности;
  • темп роста (снижения) оборота предприятий розничной торговли;
  • объем оборота предприятий розничной торговли на душу населения;
  • объем реализованных услуг на душу населения;
  • уровень оплаты за потребленную электроэнергию;
  • уровень оплаты за природный газ;
  • коэффициент покрытия экспорта импортом;
  • темп роста (снижения) убытка убыточных предприятий от обычной деятельности до налогообложения;
  • темп роста (снижения) прибыли прибыльных предприятий от обычной деятельности до налогообложения;
  • удельный вес прибыльных предприятий в общей численности предприятий;
  • темп роста (снижения) доходов местных бюджетов (без трансфертов);
  • объем доходов местных бюджетов на душу населения (без трансфертов);
  • темп изменений соотношения налогового долга к налоговым поступлениям в сводный бюджет;
  • темп роста (снижения) объема поступлений налогов и платежей в сводный бюджет (без трансфертов);
  • темп роста (снижения) инвестиций в основной капитал;
  • объем инвестиций в основной капитал на душу населения;
  • темп роста (снижения) объема работ, выполненных по контрактам строительного подряда;
  • доля инновационно активных предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;
  • количество функционирующих малых предприятий на 10 тыс. наличного населения;
  • темп роста (снижения) номинальной заработной платы;
  • соотношение между заработной платой и величиной законодательно установленного прожиточного минимума;
  • темп роста (снижения) суммы задолженности по выплате заработной платы (с начала года);
  • доля штатных работников, которым своевременно невыплачена заработная плата;
  • уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг;
  • темп роста (снижения) долга за коммунальные услуги (с начала года);
  • уровень занятости населения в возрасте 15-70 лет;
  • количество умерших детей в возрасте до1 года на 1000 рожденных;
  • темп роста (снижения) числа зарегистрированных преступлений;
  • количество преступлений на 1000 человек населения;
  • объем инвестиций в жилищное строительство на душу населения в действующих ценах.
Оценка проводится на основании данных Главного управления статистики в АРК, ГНА в АРК, Министерства финансов АРК, Министерства топлива и энергетики АРК.
Методика определения рейтинга города (региона) является довольно распространенной: определяется перечень показателей, используемых для расчета, все показатели развития территорий стандартизируются на основе вариационного размаха, и далее определяется средняя арифметическая сумма рейтингов по каждому показателю. Применение этого метода дает довольно хорошие результаты при условии объективного подбора и полноты перечня показателей, точности статистической информации и обеспечения сопоставимости индикаторов социально-экономического развития разных регионов АР Крым.


Сопоставимость экономических показателей по разным административно-территориальным единицам. Некоторая неурегулированность в административно-территориальном делении Украины привела к тому, что в Ялте, Алуште, Судаке и некоторых других крымских городах статистический учет ведется в целом по городу и населенным пунктам, подчиненным городскому совету. Т. е. фактически они являются «условными районами». Сравнивать экономическое и социальное развитие «условных районов» и таких городов, как Джанкой, Красноперекопск, Саки просто некорректно, т. к. в статистические показатели этих городов не входят данные по населенным пунктам соответственно Джанкойского, Красноперекопского, Сакского районов. Одним из решений такой ситуации является добавление показателей административных районов к данным райцентров (Красноперекопск и Красноперекопский район, Саки и Сакский район, Джанкой и Джанкойский район) и далее сравнивать как районы АР Крым. Данный метод был опробован НАЦ «Институт Реформ» при расчете социального и экономического развития территорий и городов Украины. Без такого добавления происходит как искусственное завышение индикаторов развития отдельных городов, так и искусственное занижение развития районов. Как пример можно привести то, что по итогам рейтинговой оценки за 1 квартал 2004 года города Красноперекопск и Джанкой находятся соответственно на 2 и 4 месте среди городов АР Крым, а Красноперекопский и Джанкойский районы – на 14 и 13 месте (т.е. на последнем и предпоследнем) среди районов Автономной Республики Крым.

Не все обстоит гладко и с точностью статистической информации. Официальные статистические данные не всегда соответствуют реальной ситуации, сложившейся в регионе, так как они формируются на основании данных субъектов хозяйствования, отчитывающихся перед органами статистики. То есть статистическими органами не охватывается весь круг субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в регионе, что снижает значения некоторых показателей более чем на 50 %. Это касается прежде всего учета объема реализованных услуг и розничного товарооборота.

Показатель объема реализованных услуг на душу населения. По данным статистики по Ялте в 1 квартале 2004 года объем реализации платных услуг составил 33 290,0 тыс. грн. Из этой суммы на предприятия курортно-рекреационной сферы приходится 15626,6 тыс. грн., или 47%. Однако действительный объем реализации услуг по Большой Ялте гораздо больше, т.к. по данным Министерства по курортам и туризму АРК в 1 квартале 2004 года объем реализации услуг предприятиями курортно-рекреационного комплекса в г. Ялта составил 29971,0 тыс. грн. (учитывается по форме 149-р), что почти в 2 раза больше, чем по данным статистики. В курортный сезон этот разрыв еще больше увеличивается.


Также следует отметить, что для улучшения качества оценки необходимо изменить состав показателей. Так, отсутствует показатель валового регионального продукта. Он в настоящее время используется для сравнения разнородных по специализации районов (курортные, промышленные, сельскохозяйственные). Он отражает создание добавленной стоимости как в сфере производства, так и в сфере услуг экономическими единицами-резидентами региональной экономики.


Показатели занятости и доходов населения. Показатели, отражающих доходы и жизненный уровень населения, в существующей методики преимущественно характеризуют темп роста, при этом отсутствуют показатели, отражающие вклад Ялты в создание национального дохода, от которых зависят поступления в Пенсионный фонд и фонды социального страхования – это занятость и фонд оплаты труда.

Кроме того, единственный показатель, отражающий занятость населения, «уровень занятости населения в возрасте 15-70 лет» не брался в расчет при определении рейтинговой оценки, и, кроме того, в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы по определению комплексной оценки результатов социально-экономического развития городов и районов АРК от 14 июня 2004 года внесены изменения в постановление СМ АРК от 12.05.04 №214 данный показатель заменен показателем «уровень зарегистрированной безработицы».
Для отражения доходов населения в рейтинговой оценке нашли свое место показатели, отражающие номинальную заработную плату работников, занятых в сферах экономики. К этим показателям по итогам года включить показатели, характеризующий годовые денежные доходы населения в расчете (на 1 чел. или в расчете на домохозяйство).

Также следует отметить, что в рейтинге используется такой показатель как «Темп роста (снижения) суммы задолженности по выплате заработной платы (с начала года)», который, однако, не отражает реальное состояние дел по фактически выплаченной зарплате. Для отражения объемов невыплаты заработной платы необходимо использовать показатель «задолженность по заработной плате в % к фонду заработной платы».

Развитие инфраструктуры. В методике отсутствуют одни из важнейших показателей, характеризующих экономическое развитие региона – показатели развития инфраструктуры. В отрасли «Транспорт» это показатели пассажирооборота и грузооборота, а в отрасли «Связь» - пользование телефоном, Интернетом, почтой («обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами на 100 семей», «количество абонентов сети Интернет на 1000 населения»).


Инновационная деятельность. Инновационная деятельность в Методике определения комплексной оценки результатов социально-экономического развития городов и районов АРК характеризуется только двумя показателями, характеризующими выпуск промышленной продукции. На современном этапе при оценке инновационной деятельности используют четыре вида показателей: человеческие ресурсы, генерация нового знания, перенос и приложение новых знаний и инновационные финансы, рынок инноваций, инфраструктура.
Показатели финансового состояния предприятий. В действующей методике имеются следующие показатели финансового состояния предприятий, которые характеризуют только относительное изменение показателя за анализируемый период, но не отражают эффективность деятельности предприятий.


Так, например, в 1 квартале 2004 года темп роста (снижения) прибыли прибыльных предприятий от обычной деятельности до налогообложения в г. Красноперекопск составил 24480,0%, а в г. Армянск – 1170,0%. Такие большие темпы роста могут возникнуть только в том случае, если значение показателя в отчетном периоде (в данном случае 1 квартал 2004 года) делится на очень маленькое значение показателя в базовом периоде (1 квартал 2003 года).
Эффективность деятельности предприятий отражает показатель «прибыльность» или «убыточность». Чтобы сравнивать регионы Автономной Республики Крым по эффективности деятельности предприятий, необходимо использовать показатели эффективности, а не показатели роста.

Также финансовую работу предприятий характеризуют показатели дебиторской и кредиторской задолженности. Само по себе возникновение такой задолженности - нормальное экономическое явление, так как сроки реализации товаров, работ и услуг и их оплаты не совпадают. Каждое предприятие заинтересовано в скорейшем получении средств за реализованные товары и услуги и в отсрочке платежа за купленные, т.е. максимально оптимизирует дебиторскую и кредиторскую задолженность для увеличения своего оборота. Ненормальной является только та ситуация, при которой на предприятии образуется просроченная дебиторская и кредиторская задолженность. Для отражения этих явлений в регионах необходимо в рейтинговую оценку ввести показатели доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.


Показатели функционирования бюджетной сферы. При учете бюджетных поступлений в сводный бюджет АРК в рейтинговой оценке используется только показатель темпов роста. Но если из региона в бюджет АРК из года в год поступают довольно большие суммы, то темп роста может быть маленьким, фактически за счет этого региона могут существовать другие регионы АРК. Поэтому необходимо учитывать не только темп роста (снижения) объема поступлений налогов и платежей в сводный бюджет, но и объем доходов, поступающих в сводный бюджет АРК в расчете на душу населения.

Но уровень развития региона отражают не только поступления в бюджеты всех уровней. Огромное значение, прежде всего для населения города, имеет направление использования бюджетных средств. Объем и направления использования бюджетных и внебюджетных средств социально-культурную сферу отражает заботу властей города о наименее защищенных жителях города, культурном досуге, образовании, здравоохранении. Измерение эффективности постиндустриального общества, в отличие от индустриального (промышленного) выдвигает на передний план человеческое измерение, которое включает в первую очередь образование, науку, культуру, информационные технологии.

Также при использовании в методике оценки достаточно большого набора показателей в украинской и международной практике принято их делить на группы. Это необходимо для более четкого определения вклада каждого региона в определенную сферу экономической и социальной жизни Автономной Республики Крым. Разделение на группы также необходимо для более четкого определения удельного веса каждой группы в комплексной оценке региона и определения перечня и набора показателей в каждой группе. Такими группами могут быть следующие:
  1. Вклад отраслей экономики региона в социально-экономическое развитие Автономной Республики Крым, создание добавленной стоимости во всех отраслях экономики.
  2. Показатели эффективности хозяйствования в регионе, финансово-экономические показатели работы предприятий.
  3. Развитие экономической инфраструктуры региона.
  4. Налоговая нагрузка на регион, показатели бюджетной отдачи.
  5. Показатели уровня доходов населения.
  6. Привлекательность региона для жизнедеятельности (качество условий проживания в регионе, комфортность жилищно-коммунальной сферы, экологическая ситуация).
  7. Показатели развития социальной сферы, образования, культуры.
В перспективе предлагается по каждой из групп рассчитывать свой интегральных индекс.
При учете всех изложенных положений, несомненно, оценка результатов социально-экономического развития городов и районов Автономной Республики Крым была бы более объективной.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...